
Массаж и гимнастика у детей
Показания для оздоровительных мероприятий

Методика общего массажа и гимнастики у детей
Активность движений у малышей является характерным показателем, обеспечивающим нормальное развитие. В основе комплекса массажных гимнастических практик для физиологического развития младенцев раннего возраста лежат сведения о состоянии и формировании мускулатуры скелета.
На протяжении первых трёх месяцев с момента рождения у младенцев отмечается спонтанный гипертонус сгибателей конечностей, после чего медленно нарастает балансировка группы односуставных мышц-антагонистов. Гимнастические и массажные упражнения нормализуют разгибательную активность и развитие мышц.
Для здоровых детей, которые развиваются согласно своей возрастной категории, противопоказаний к проведению массажа и гимнастики нет. Занятия ЛФК рекомендуется выполнять в домашних условиях при комнатной температуре, равной 20-22 °С. В летнее время допускается проведение занятий на свежем воздухе или в помещении с открытыми окнами.
Манипуляции осуществляют либо до, либо после еды (в идеале за 45 минут). Массаж нельзя выполнять холодными руками. Мать или другой человек, который проводит массаж / гимнастику, должны хорошо вымыть, продезинфицировать, насухо вытереть руки, нагреть их до комнатной температуры, и только после этого приступить к технике. Важно следить за тем, чтобы у ребёнка на протяжении всего времени занятий сохранялось бодрствующее, игривое настроение. Это показатель того, что ему нравится подобная активность, и он полностью вовлечён в процесс занятий.

Основы гимнастических и массажных практик у малышей раннего возраста
Формирование координации движений у грудничков осуществляется в направлениях моторики и статики. На их основании подбираются различные техники упражнений. Как правило, манипуляции для грудных детей представлены массажными техниками для развития дыхательного аппарата, двигательной координации, поддержки равновесия.
С целью формирования у малышей дыхательной деятельности задействуют рефлекторные, пассивные техники.
Пассивные упражнения
Что касается пассивных упражнений, то их выполняет не ребёнок, а человек, который делает гимнастику. Их действие направлено на вовлечение в работу естественной моторной рефлекторной фазы мышц мускулатуры – поочерёдные медленные сгибания в момент сокращения той или иной группы мышц, а также разгибания в момент их расслабления.
Пассивные техники нельзя использовать до достижения ребёнком 3-месячного возраста, поскольку в случае имеющейся флексорной гипертонии их проделывание воспринимается малышом как насилие.
Когда ребёнок достигает 3-месячного возраста и у него наблюдается полное уравновешивание сгибательных, разгибательных мышц конечностей, приступают к введению пассивных упражнений для верхних конечностей. Каждая отдельная техника начинается с простых несложных манипуляций, которые постепенно переходят в сложные.
Уравновешивание мышц, отвечающих за разгибание и сгибание конечностей, отмечается в возрасте 4-5 месяцев, что позволяет задействовать уже нижние конечности в пассивных манипуляциях.
С целью укрепления мышечного скелета туловища и шеи применяются рефлекторные практики, базирующиеся на движениях, осуществляющихся по принципу врождённых рефлексов, отвечающих за движения.
Возникновение унаследованных рефлекторных механизмов происходит вследствие ответной реакции на рецепторное возмущение нервных корешков, кожного покрова, мышц.
Находясь на животе, изначально в позиции «на вису», ребёнок осуществляет наклоны головы назад. Где-то спустя 3-4 недели, находясь в том же положении, у него отмечаются изгибы всего тела, визуально напоминающие открытую кверху дугу. Такое движение оценивается как активное возмущение и усиление координации движений и чувства равновесия.
Достигнув 4-месячного возраста, находясь в позиции «лёжа на спине», малыш на вису способен отклонять вперёд голову, задействуя напряжение мышц передней части тела.
Регулярно выполняя рефлекторные практики, удерживая при этом ребёнка на вису в положении «на спине», «на животе», можно добиться максимального укрепления мышечного аппарата туловища и шеи.
Позже, опираясь на базу врождённых рефлексов, в качестве ответной реакции на индифферентные раздражители (хватание, активность на лёгкие потягивания за нижние конечности, реакцию на звуковые сигналы), создаются соответствующие условные связи.
Пассивно-активные практики
К этой группе относят упражнения, которые выполняются с участием кого-либо. Сюда входят: частичные движения, выполняемые самим ребёнком (например, приседание при поддержке за ручки, стояние при держании малыша под мышками) и активные произвольные движения, самостоятельно выполняемые ребёнком.
Массаж является разновидностью пассивной гимнастики. Его суть заключается в систематических ритмичных манипуляциях с целью механического раздражения. Различают местную и общую массажные техники. Последняя оказывает более комплексное воздействие на организм.
Совмещённый с ЛФК пассивно-активный массаж – необходимое условие правильного формирования и дальнейшего развития костей, умственных способностей, нервно-мышечной системы, стимуляции эмоционального состояния.
Значимость гимнастики и массажа для годовалых детей
ЛФК и массаж особенно необходимы грудничкам. Они должны выполняться с целью закрепления ранее сформированных навыков и подготовки к дальнейшему этапу физиологического и умственного развития, в т. ч. формирования психоэмоционального состояния.
- формирование двигательных функций конечностей, туловища;
- предотвращение плоскостопия;
- нормальное развитие тазобедренных суставов, позвоночного столба;
- правильное формирование шеи, ног, рук, головы и их функций;
- способность различать звуки, цвета, формировать чувства осязания и обоняния;
- правильную рефлекторную деятельность;
- эффективную работу органов ЖКТ;
- поддержку активности, хорошего настроения;
- регуляцию бодрствования и отдыха;
- формирование реакции на биоритмы;
- укрепление иммунной системы;
- усваивание пищи;
- активность работы головного мозга;
- формирование эндокринной системы.
Массажные / гимнастические техники для годовалых детей имеют свои нюансы и особенности. Их сложно выполнять без консультации специалиста. Специфика упражнений предусматривает определённые манипуляции захвата нижних / верхних конечностей. Потому без специальных навыков маме нелегко самостоятельно выполнять данные приёмы. От правильности выполнения техник зависит конечный результат.
Профессиональное их выполнение положительно сказывается на формировании и развитии органов и систем организма. Многовековые результаты клинических исследований подтверждают, что малыши, с которыми занимались ЛФК и которым постоянно делали массаж в возрасте до 12 месяцев, в отличие от своих сверстников более уверенно развиваются умственно и физически. Также такие дети менее подвержены инфекционным и вирусным заболеваниям.