Колыгаев Андрей Валерьевич
Колыгаев Андрей Валерьевич Мануальный терапевт

Массаж и гимнастика у детей

Согласно общепринятой классификации ранний детский возраст соответствует 1-3 годам жизни. Детям этой возрастной категории в рамках оздоровительных мероприятий мы проводим массаж и гимнастику.


Показания для оздоровительных мероприятий


Общий массаж и гимнастика у детей раннего возрастаРанний детский возраст характеризуется активным ростом костно-мышечной системы. Повышается мышечная сила, уравновешивается тонус мышц-сгибателей и разгибателей. Формируется мозговая регуляция двигательной функции.

Малыш овладевает навыками ходьбы. Его движения становятся более целенаправленными, ориентированными в пространстве. Период раннего детского возраста примечателен не только физическим, но и психическим развитием. Малыш осмысливает обращенную речь, и сам произносит  первые слова, со временем связывая их в предложения. Его заинтересовывают игрушки, он познает смысл понятий, назначение предметов, пытается выполнять команды.
 
Однако увеличение физических нагрузок на пока еще не окрепший опорно-двигательный аппарат может привести к ряду проблем. Это искривление позвоночника (сколиоз) и искривление нижних конечностей, косолапость, плоскостопие, аномалии формирования грудной клетки.

Массаж и оздоровительная гимнастика  призваны укрепить мышцы, закрепить и приумножить двигательные навыки, коими овладел ребенок. Занятия сводят риск заболеваний опорно-двигательного аппарата к минимуму. У малышей физическое и психическое развитие неразрывно взаимосвязано. Поэтому улучшение физического состояния после массажа и гимнастики позитивно сказывается на психических функциях ребенка: мышлении, памяти, внимании, речи.

Методика общего массажа и гимнастики у детей 

Активность движений у малышей является характерным показателем, обеспечивающим нормальное развитие. В основе комплекса массажных гимнастических практик для физиологического развития младенцев раннего возраста лежат сведения о состоянии и формировании мускулатуры скелета.

На протяжении первых трёх месяцев с момента рождения у младенцев отмечается спонтанный гипертонус сгибателей конечностей, после чего медленно нарастает балансировка группы односуставных мышц-антагонистов. Гимнастические и массажные упражнения нормализуют разгибательную активность и развитие мышц.

Для здоровых детей, которые развиваются согласно своей возрастной категории, противопоказаний к проведению массажа и гимнастики нет. Занятия ЛФК рекомендуется выполнять в домашних условиях при комнатной температуре, равной 20-22 °С. В летнее время допускается проведение занятий на свежем воздухе или в помещении с открытыми окнами.

При проведении гимнастики или массажа используется обычный стол. Его застилают вчетверо сложенным байковым одеялом, сверху покрывают клеёнкой и чистой простынью.

Манипуляции осуществляют либо до, либо после еды (в идеале за 45 минут). Массаж нельзя выполнять холодными руками. Мать или другой человек, который проводит массаж / гимнастику, должны хорошо вымыть, продезинфицировать, насухо вытереть руки, нагреть их до комнатной температуры, и только после этого приступить к технике. Важно следить за тем, чтобы у ребёнка на протяжении всего времени занятий сохранялось бодрствующее, игривое настроение. Это показатель того, что ему нравится подобная активность, и он полностью вовлечён в процесс занятий.

Занятия проводятся в хорошо освещаемом помещении с оптимальной температурой 20-22° С и влажностью 50-60%. Не стоит приступать к массажным и гимнастическим упражнениям натощак или тотчас после еды. Оптимальное время – спустя 2 ч. после еды.

Лучше всего проводить занятия в первой половине дня, во время максимальной активности ребенка. Массаж проводится по классической методике. Начинается он с поглаживания. Далее идут приемы растирания, разминания, вибрации. Различные виды движений (прямые поперечные и продольные, кольцевые, спиралевидные, с отягощением) осуществляются в щадящем режиме.

Заканчивается массаж, как и начинается, приемами поглаживания. Массажист последовательно обрабатывает спинку, ягодицы, грудную клетку и живот, верхние и нижние конечности малыша. После непродолжительного отдыха приступаем к оздоровительной гимнастике. В качестве физических нагрузок показаны сгибания-разгибания конечностей, наклоны туловища, головы, приседания.

В этом возрасте малыши уже понимают обращенную речь и способны выполнять элементарные команды, но нередко становятся капризными и своенравными. Однако принуждение, крики, наказания недопустимы. При негативных реакциях ребенка все можно превратить в игровую форму. Малыши склонны к подражанию, и это нужно использовать при занятиях.

Например, можно показать малышу, как прыгает зайчик, ходить на четырех лапах медведь или ползает черепаха. В такой же игровой форме малыш осваивает и некоторые другие упражнения: взмахи руками (боксер), вращения ножками лежа на спине (велосипедист), удержание мячика стопами (футболист). Фиксированной продолжительности занятий здесь нет. Главное, чтобы не было утомления. Дети в этом возрасте подвижны, однако быстро устают, но точно так же быстро восстанавливаются.

Массаж и оздоровительная гимнастика запрещены во время  простудных, детских инфекционных заболеваний, и при других состояниях, сопровождающихся активным воспалительным процессом и высокой температурой.  При некоторых тяжелых врожденных нарушениях  (ДЦП, пороки сердца, аномалии костного скелета) упражнения и массаж противопоказаны или проводятся по особой методике.

Основы гимнастических и массажных практик у малышей раннего возраста

Формирование координации движений у грудничков осуществляется в направлениях моторики и статики. На их основании подбираются различные техники упражнений. Как правило, манипуляции для грудных детей представлены массажными техниками для развития дыхательного аппарата, двигательной координации, поддержки равновесия.

С целью формирования у малышей дыхательной деятельности задействуют рефлекторные, пассивные техники.

Пассивные упражнения

Что касается пассивных упражнений, то их выполняет не ребёнок, а человек, который делает гимнастику. Их действие направлено на вовлечение в работу естественной моторной рефлекторной фазы мышц мускулатуры – поочерёдные медленные сгибания в момент сокращения той или иной группы мышц, а также разгибания в момент их расслабления.

Пассивные техники нельзя использовать до достижения ребёнком 3-месячного возраста, поскольку в случае имеющейся флексорной гипертонии их проделывание воспринимается малышом как насилие.

Когда ребёнок достигает 3-месячного возраста и у него наблюдается полное уравновешивание сгибательных, разгибательных мышц конечностей, приступают к введению пассивных упражнений для верхних конечностей. Каждая отдельная техника начинается с простых несложных манипуляций, которые постепенно переходят в сложные.

Уравновешивание мышц, отвечающих за разгибание и сгибание конечностей, отмечается в возрасте 4-5 месяцев, что позволяет задействовать уже нижние конечности в пассивных манипуляциях.

Рефлекторные практики

С целью укрепления мышечного скелета туловища и шеи применяются рефлекторные практики, базирующиеся на движениях, осуществляющихся по принципу врождённых рефлексов, отвечающих за движения.

Возникновение унаследованных рефлекторных механизмов происходит вследствие ответной реакции на рецепторное возмущение нервных корешков, кожного покрова, мышц.

Находясь на животе, изначально в позиции «на вису», ребёнок осуществляет наклоны головы назад. Где-то спустя 3-4 недели, находясь в том же положении, у него отмечаются изгибы всего тела, визуально напоминающие открытую кверху дугу. Такое движение оценивается как активное возмущение и усиление координации движений и чувства равновесия.

Достигнув 4-месячного возраста, находясь в позиции «лёжа на спине», малыш на вису способен отклонять вперёд голову, задействуя напряжение мышц передней части тела.

Регулярно выполняя рефлекторные практики, удерживая при этом ребёнка на вису в положении «на спине», «на животе», можно добиться максимального укрепления мышечного аппарата туловища и шеи.

Позже, опираясь на базу врождённых рефлексов, в качестве ответной реакции на индифферентные раздражители (хватание, активность на лёгкие потягивания за нижние конечности, реакцию на звуковые сигналы), создаются соответствующие условные связи.

Пассивно-активные практики

К этой группе относят упражнения, которые выполняются с участием кого-либо. Сюда входят: частичные движения, выполняемые самим ребёнком (например, приседание при поддержке за ручки, стояние при держании малыша под мышками) и активные произвольные движения, самостоятельно выполняемые ребёнком.

Массаж является разновидностью пассивной гимнастики. Его суть заключается в систематических ритмичных манипуляциях с целью механического раздражения. Различают местную и общую массажные техники. Последняя оказывает более комплексное воздействие на организм.

Совмещённый с ЛФК пассивно-активный массаж – необходимое условие правильного формирования и дальнейшего развития костей, умственных способностей, нервно-мышечной системы, стимуляции эмоционального состояния.

Значимость гимнастики и массажа для годовалых детей

ЛФК и массаж особенно необходимы грудничкам. Они должны выполняться с целью закрепления ранее сформированных навыков и подготовки к дальнейшему этапу физиологического и умственного развития, в т. ч. формирования психоэмоционального состояния.

В совокупности эти процедуры обеспечивают:

  • формирование двигательных функций конечностей, туловища;
  • предотвращение плоскостопия;
  • нормальное развитие тазобедренных суставов, позвоночного столба;
  • правильное формирование шеи, ног, рук, головы и их функций;
  • способность различать звуки, цвета, формировать чувства осязания и обоняния;
  • правильную рефлекторную деятельность;
  • эффективную работу органов ЖКТ;
  • поддержку активности, хорошего настроения; 
  • регуляцию бодрствования и отдыха;
  • формирование реакции на биоритмы;
  • укрепление иммунной системы;
  • усваивание пищи;
  • активность работы головного мозга;
  • формирование эндокринной системы.

Массажные / гимнастические техники для годовалых детей имеют свои нюансы и особенности. Их сложно выполнять без консультации специалиста. Специфика упражнений предусматривает определённые манипуляции захвата нижних / верхних конечностей. Потому без специальных навыков маме нелегко самостоятельно выполнять данные приёмы. От правильности выполнения техник зависит конечный результат. 

Профессиональное их выполнение положительно сказывается на формировании и развитии органов и систем организма. Многовековые результаты клинических исследований подтверждают, что малыши, с которыми занимались ЛФК и которым постоянно делали массаж в возрасте до 12 месяцев, в отличие от своих сверстников более уверенно развиваются умственно и физически. Также такие дети менее подвержены инфекционным и вирусным заболеваниям.