Создан новый метод лечения цитомегаловирусной инфекции

Как вылечить цитомегаловирус?

Ученым Техасского университета города Остин удалось создать белковые структуры, сходные по функциональным характеристикам с рецепторами T-клеток – TCR. По своим свойствам они напоминают антитела, способные распознавать пептиды цитомегаловируса (ЦМВ) и избирательно связываться с ними. Носительство вируса отмечается как минимум у каждого второго человека после 40 лет. При ослабленном иммунитете ЦМВ может вызвать тяжелое инфекционное заболевание или стать причиной развития глиобластомы. Аналог T-рецепторов, созданный специалистами в молекулярной биологии, способен устанавливать прочную связь с белками ЦМВ, что приводит к последующему разрушению клеток, пораженных вирусом.

Цитомегаловирус

До этого исследования предпринимались попытки использовать для лечения заболеваний специализированные T-клетки, но их создание с помощью генной инженерии и последующая пересадка – дорогостоящая и инвазивная процедура. В ходе нового эксперимента ученые в качестве оптимальной среды для выращивания биомолекул использовали культуру клеток хомяка. Одной из задач биологов было укрепить сродство рецепторов с патогеном, поскольку в обычных условиях T-клетки связываются с цитомегаловирусом ненадолго. С этой целью ученые путем случайных генетических модификаций изменяли компонент TCR, обнаруживающий пептид ЦМВ. Из всех полученных вариаций был выбран вариант T-рецептора, сродство которого с антигеном вируса было повышено в 50 раз. Ученым также удалось открепить TCR, создав «антителоподобные» биомолекулы.

Специализированные T-рецепторы могут быть применены для мониторинга прогрессирования болезни, а также для оценки эффективности создаваемых вакцин. Биомолекулы способны частично восстанавливать иммунный ответ у пациентов в условиях иммунодефицита. Кроме того, TCR должны помочь в лечении глиобластомы. Результаты исследования были опубликованы в Journal of Biological Chemistry.