Персонализированная иммунотерапия рака

Новый метод лечения рака яичников

Новый подход к лечению солидных форм рака был найден в ходе исследований, организованных Институтом онкологических исследований им. Людвига. В его основе лежит уже существующий метод иммунотерапии, но для воздействия на опухоль предлагается использовать инфильтрирующие опухоль лимфоциты (TIL), способные распознавать антигены конкретной опухоли, в том числе карциномы яичника. До этого времени субстратом для получения иммунного препарата, воздействующего на опухоль, были лимфоциты периферической крови. К сожалению, такой тип иммунотерапии не всегда бывает эффективен.

Персонализированная иммунотерапия рака

Авторы нового исследования обнаружили, что T-киллеры, обнаруживаемые непосредственно в ткани опухоли, в лучшей степени способны определять антигены раковых клеток. Это связано с тем, что мутировавшие клетки продуцируют неоантигены – измененные белки, содержащие мельчайшие частицы, называемые неоэпитопами и выявляемые цитотоксическими T-лимфоцитами. Эти небольшие мутировавшие участки могут значительно различаться даже в пределах одного вида опухоли. Поэтому ранее применявшаяся иммунотерапия, в ходе которой использовались выделенные из крови лимфоциты, помогала не во всех случаях.

В рамках нового эксперимента ученые изолировали T-киллеры из образцов опухолевой ткани, взятых у пациентов с раком яичника. Как выяснилось, при помещении в питательную среду эти иммунные клетки в значительной мере теряют свои свойства распознавать мутировавшие опухолевые клетки. Исследователям удалось разработать методику обнаружения активных лимфоцитов и повышения их активности, которая позволила решить возникшую проблему. Затем ученые сравнили методы применения TIL и лимфоцитов, полученных из периферической крови. Первый тип клеток при лечении рака яичника оказался заметно эффективнее. Согласно данным исследователей, TIL можно извлечь у 90% пациентов с солидными формами рака. Ученые рассчитывают, что их исследования приведут к разработке и применению на практике метода персонализированной иммунотерапии, который будет значительно эффективнее существующей терапии. Результаты исследования были опубликованы в Nature Communications.