8-800-707-75-08
и запишитесь у администратора.
Исследование слуха с помощью камертона
С немецкого языка «камертон» переводится как комнатный звук. Действительно, этот металлический инструмент небольшого размера способен издавать звук небольшой силы, но строго определенной или эталонной частоты.
Поэтому раньше камертоны использовали для настройки музыкальных инструментов. И по этой же причине в медицине с помощью камертона диагностируют некоторые слуховые расстройства. Врачи нашего центра также проводят исследование органа слуха с помощью камертона.
Показания к использованию камертона
Используя камертон, мы не только выявляем тугоухость (снижение остроты слуха), но и проводим ее дальнейшую дифференциальную диагностику. Все многообразные причины снижения остроты слуха можно разбить на две большие группы.
Первая группа – это патологические изменения звукопроводящей системы. Сюда входят структуры наружного и среднего уха: наружный слуховой проход, барабанная перепонка, и барабанная полость со слуховыми косточками. Поражение звукопроводящей системы приводит к кондуктивной тугоухости. Здесь восприятие звука не нарушено. Но воспринимать нечего – звук не проводится.
При поражении звуковоспринимающей системы все наоборот. Звук проводится хорошо, но не воспринимается из-за поражения лабиринта внутреннего уха с расположенной внутри него улиткой. Среди других причин: заболевания и повреждения слухового нерва или даже слухового центра височной доли коры головного мозга. Тугоухость при этом будет нейросенсорная.
Известно, что звук мы воспринимаем не только по воздуху (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость). Именно из-за костной проводимости мы немного не так слышим собственный голос, как слышат его окружающие.
Дифференциальная диагностика тугоухости в данном случае основана на определении воздушной и костной проводимости звука строго определенной тональности, генерируемого камертоном. В последующем эти два показателя сравниваются. При кондуктивной тугоухости страдает воздушная проводимость, в то время как костная проводимость не изменена, или изменена незначительно. При нейросенсорной тугоухости ухудшаются оба вида проводимости.
Методика исследования слуха с помощью камертона
Диагностика осуществляется в специализированном помещении нашего центра, соответствующем требованиям шумоизоляции и другим санитарно-гигиеническим стандартам. Проводят ее врачи-сурдологи, занимающиеся диагностикой и лечением слуховых расстройств. Предварительная подготовка не требуется, если не считать элементарной гигиены наружного уха.
В качестве рабочего инструментов используют набор камертонов. Каждый из них представляет собой металлическое изделие, состоящее из ножки и двух разветвлений, браншей. В зависимости от размеров каждой из этих частей достигается строго определенная тональность и частота генерируемого звука.
В данном случае используют камертоны с тональностью, соответствующей звуку «до». Ее обозначают буквой С, к которой добавляют числовой индекс, отображающий частоту. Частота звука составляет 124, 512, 1024, 2048, и 4096 Гц. Это значит, что издающие звук бранши колеблются с частотой от 512 до 4096 раз в секунду.
Использование камертонов позволяет определить остроту и объем слуха. Остроту слуха отображает время, в течение которого пациент способен воспринимать звук, генерируемый камертоном. Само собой разумеется, с течением времени колебания браншей затухают, и звук прекращается. Этот временной показатель, отображающий длительность звучания, напрямую зависит от его частоты:
- С128 – 40 сек.
- С256 – 30 сек.
- С512 – 70 сек.
- С1024 – 50 сек.
- С2048 – 30 сек.
Эти же показатели являются нормой остроты слуха. Чем дольше пациент слышит тональный звук камертона, чем больше этот показатель соответствует норме, и тем острота слуха выше. И наоборот, чем короче время восприятия, тем острота ниже.
Объем слуха – это тот диапазон частот, который воспринимает пациент. Суть в том, что при многих слуховых нарушениях, например, при нейросенсорной тугоухости в силу возрастных изменений в значительной степени ухудшается восприятие высоких частот.
При этом вовсе не обязательно использовать полностью все камертоны. Обычно достаточно трех, или даже двух камертонов с частотой от 128 до 2028 Гц. Важно, чтобы сила воздействия на камертоны была максимальной, тогда и звучание будет долгим. Для этого используют деревянные предметы, например, молоточки. Для возбуждения камертонов подойдет щелчок ногтем, удар о локоть или о колено. Удар наносят только по браншам, а сам камертон держат за ножку, не касаясь браншей.
Для определения воздушной проводимости врач подносит звучащий камертон к уху пациента на расстояние 5-10 мм. Ось камертона, проведенная перпендикулярно браншам, должна совпадать с осью наружного слухового прохода. При этом бранши ни в коем случае не должны соприкасаться с ушной раковиной или с волосами.
Как только пациент перестает слышать звук, он сообщает об этом врачу. Общая продолжительность звукового восприятия определяется по секундомеру. Правда, результат может быть искажен из-за т.н. феномена слуховой адаптации или утомления слуха. Суть этого феномена заключается в том, что при продолжительном звуковом раздражении чувствительность слухового анализатора снижается.
Соответственно, укорачивается восприятие звука. Чтобы избежать этого, через каждые 3-4 сек. камертон отводят от исследуемого уха, а затем приближают его обратно. По этой же причине, как только пациент перестает слышать звук, камертон отдаляют от уха, и снова приближают, но вновь не возбуждают его. Зачастую после этого слышимость пациента возобновляется. В этих случаях результат определяется по окончательному времени прекращения восприятия звука.
Для определения костной проводимости ножку прикладывают к площадке сосцевидного отростка. С этой целью используют лишь С128. Камертоны с более высокой частотой для этого непригодны. Высокочастотный звук огибает голову, и воспринимается не только через костную ткань, но и через воздух. Это феномен переслушивания. Данный феномен искажает результаты еще и тем, что звук может восприниматься противоположным неисследуемым ухом.
Есть еще один феномен латерализации звука. А вот его используют с диагностической целью. Для выявления латерализации также исследуется костная проводимость. Только ножку прикладывают не к сосцевидному отростку, а к середине темени. Латерализация звука помогает выявить одностороннее отсутствие или ухудшение слуха. При патологии звуковоспринимающей системы восприятие звука здоровым ухом будет лучше. При нарушениях в звукопроводящих средах наоборот, лучше ощущает звук больное ухо.
Время костной проводимости тоже определяется по секундомеру. И здесь тоже отмечается слуховая адаптация. Поэтому камертон периодически удаляют. Во вовремя контакта ножка камертона должна плотно соприкасаться с поверхностью головы. Вместе с тем, пациент не должен испытывать боль от соприкосновения. Ведь она отвлекает от восприятия звука. Да и колебания браншей быстрее затухают при чрезмерном контакте.
Все полученные в ходе исследования данные протоколируются. Сравнивая эти данные с нормой, и сопоставляя между собой, врач дает заключение. Быстрый результат, без долгого ожидания – вот одно из достоинств диагностики с помощью камертона. Среди других достоинств: безопасность, простота исполнения, без дорогостоящей аппаратуры, и отсутствие противопоказаний.
Но есть и недостатки. Это низкая информативность. Камертоны генерируют звуки с низкой интенсивностью. У высокочастотных камертонов интенсивность 80-90 дБ, а у низкочастотных и того меньше, 25-30 дБ. Поэтому данное исследование не подходят для диагностики с выраженным снижением остроты слуха. Полученные при этом результаты вряд ли можно будет считать достоверными.