Адиян Виолетта Сергеевна
Адиян Виолетта Сергеевна Педиатр, Является членом Союза педиатров России

Диспансерный прием педиатра

Врачи-педиатры нашего центра проводят диспансерный прием детей разных возрастных групп.

Цели диспансерного приема:

  1. диспансерный прием здоровых детей направлен на поддержание здоровья, его укрепление, обеспечение гармоничного развития растущего организма, улучшение физического и психического развития маленьких пациентов;
  2. диспансеризация детей в возрасте до 18 лет с пограничным состоянием здоровья, пониженной сопротивляемостью к заболеваниям призвана устранить факторы риска, укрепить здоровье и сохранить его;
  3. диспансерный прием детей с наличием тяжелых патологий преследует своей целью предупреждение инвалидности, рецидивов болезни, уменьшение количества и степени тяжести осложнений, а также снижение заболеваемости. 

Показания для приема


Диспансерный прием педиатраЗадачи диспансеризации – профилактика заболеваний различных органов и систем, а также своевременная диагностика и лечение уже имеющееся патологии. Диспансерному наблюдению подлежат и взрослые, и дети. Но у детей оно имеет свои особенности.

Начнем с того, что профилактические осмотры педиатра  с разной периодичностью проводятся, начиная с 1-го года жизни, и вплоть до совершеннолетия.  Причем в разных возрастных группах решаются разные задачи.

На первом году жизни важен контроль развития и диагностика имеющейся врожденной патологии. В этот период осмотры педиатра проводятся каждые 3 мес. В возрасте 1-3 лет проблемы могут быть связаны с навыками передвижения, речи. В это время педиатрические осмотры проводятся 2 раза в год. После 3 лет, и вплоть до самой школы показаны ежегодные однократные педиатрические осмотры.

У дошкольников нужно выявить речевые нарушения, психические отклонения – все, что в дальнейшем может помешать обучению в школе и общению со сверстниками. В это же время могут заявить о себе некоторые врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. В дошкольном и в младшем школьном возрасте из-за физиологически слабого иммунитета дети подвержены простудным заболеваниям. В дальнейшем это может обернуться хроническими заболеваниями бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.

Следующие плановые осмотры осуществляются в 10, 14, 15, 16, и 17 лет. В подростковом периоде часто манифестируют неинфекционные (соматические) заболевания, которые затем принимают хроническое течение. Диспансерные осмотры с консультацией осуществляют детские врачи: невролог, хирург, ЛОР, офтальмолог, травматолог-ортопед. Но наличие педиатра в любых возрастных группах является обязательным.

Как проходит диспансерный осмотр 

Как проходит диспансерный осмотрДиспансерный прием врача-педиатра условно подразделяется на несколько этапов, последовательно связанных между собой, а именно:

  • осмотр пациента, детальный анализ жалоб, при их наличии;
  • назначение, сдача лабораторных анализов, прохождение инструментальных обследований и оценка специалистом результатов проведенных исследований;
  • постановка окончательного диагноза;
  • назначение лечебной терапии, определение схемы реабилитационных и оздоровительных мероприятий.


Методика диспансерного осмотра педиатра


Консультативный прием несовершеннолетних осуществляется только в присутствии хотя бы одного из родителей. Но, если ребенок здоров, допускается самостоятельное прохождение диспансеризации, начиная с 15-летнего возраста.

На прием к педиатру родители ребенка обязаны взять всю имеющуюся документацию, в т.ч. страховой полис, индивидуальную карту развития ребенка, результаты анализов, и выписки из историй болезни, если имеются.

После этого педиатр приступает к опросу родителей, и, если позволяет возраст ребенка, детализирует имеющиеся жалобы. При этом выясняется течение беременности и родов, перенесенные заболевания, прививочный календарь, успеваемость в школе, и даже личностные особенности – все, что касается состояния здоровья и развития.

Консультация педиатраДалее идет внешний осмотр. Оценивается состояние кожи, слизистых оболочек, подкожного слоя. Врач проводит аускультацию (выслушивание) легких и сердца, прощупывает переднюю брюшную стенку. Идет подсчет частоты сердечных сокращений и дыхательных движений. Полученные данные педиатр сравнивает с возрастными нормами.

В каждой возрастной группе педиатрический осмотр имеет свои особенности. На первом году жизни оценивается мышечный тонус, состояние родничков. У малышей более старшего возраста. Врач исследует речевые и двигательные навыки. В пубертатном периоде определяется степень выраженности мускулатуры, вторичных половых признаков, диагностируются возможные нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, патологический кифоз). В любом возрасте измеряют антропометрические показатели: рост, масса, окружность головы и грудной клетки.
Начиная с 3-х летнего возраста можно измерять АД, а регистрация ЭКГ возможна уже у годовалых детей. Впрочем, определению АД и ЭКГ у малышей мы не проводим без надобности, а лишь при наличии признаков, указывающих на заболевания сердца и сосудов. Это могут быть выслушиваемые сердечные шумы, одышка в покое, бледность или синюшность кожных покровов.

После беседы с родителями и осмотра педиатр направляет ребенка на дальнейшие диагностические исследования – флюорографию, общий анализ крови и мочи. По показаниям диагностика может быть дополнена УЗИ, определением сахара крови, другими лабораторными и аппаратными исследованиями. Педиатр направляет ребенка на консультацию к смежным специалистам, и знакомится с их выводами.

На основании имеющейся субъективной и субъективной информации ребенка вносят в группу здоровья. Если у взрослых этих групп три, то у детей их пять:

  1. Методика диспансерного осмотра педиатраЗдоровые, редко болеющие дети без хронических заболеваний, с хорошим иммунитетом.
  2. Часто болеющие дети со слабым иммунитетом, но без хронической патологии.
  3. Дети, страдающие хотя бы одним хроническим заболеванием. Однако это заболевание находится в стадии компенсации. Поэтому ребенок может вести нормальный образ жизни.
  4. Хроническое заболевание находится в стадии субкомпенсации. Это проявляется периодическими обострениями с ухудшением общего состояния, отставанием в физическом развитии. Нервно-психическое развитие при этом не страдает. Такие дети нуждаются в регулярном лечении и реабилитации.
  5. Декомпенсированная патология. Физическое отставание с ограниченными возможностями. Психическое состояние не всегда, но зачастую тоже нарушено. Дети-инвалиды, нуждающиеся в постоянной опеке родителей, и в пристальном внимании врачей.

Педиатр распределяет детей не только по группам здоровья, но и по группам физического развития. Это нужно для того чтобы определить режим и интенсивность нагрузок во время занятий физкультурой. Выделяют три группы физического развития:

  1. Основная. Здоровые дети или с легкой патологией. Разрешены занятия физкультурой и спортом с рекомендуемой для данной возрастной группы интенсивностью без ограничений.
  2. Подготовительная. Слабо подготовленные физически, а также дети с незначительным отставанием в физическом развитии. Занятия осуществляются по индивидуальной программе без интенсивных нагрузок.
  3. Специальная. Разделяется на подгруппы А и Б. В подгруппу А входят дети с временными и постоянными нарушениями, при которых физические нагрузки должны быть ограничены. К подгруппе Б относится субкомпенсированная патология. Индивидуальные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), разработанные врачом, возможны лишь в лечебном учреждении и дома.

Данные диспансерного осмотра вместе с выводами и рекомендациями педиатр вносит в индивидуальную карту развития ребенка, и отображает на бланке установленной формы.

Состояние здоровья детей: критерии оценки

Состояние здоровья детей: критерии оценкиВрач-педиатр для объективной, всесторонней оценки здоровья ребенка в ходе проведения диспансерного приема руководствуется следующими основополагающими критериями:

  • наличие у ребенка функциональных нарушений, болезней, приобретших хроническую форму или отсутствие таковых;
  • оценка функциональных возможностей детского организма;
  • потенциальная сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным внешним факторам;
  • показатель развития, его соответствие возрастным особенностям пациента.

На основе всех указанных критериев, с учетом проведенного осмотра, сдачи анализов и прохождения инструментальных обследований, производится оценка состояния здоровья пациента.

Группы здоровья:

1. Дети, не имеющие дефектов анатомического характера, развитие которых (как физическое и психическое) находится на должном уровне, не страдающие функциональными патологиями.

2. Дети, у которых:

  • наблюдаются определенные функциональные нарушения;
  • реконвалесценты (выздоравливающие), в особенности после тяжелых патологий, имеющих инфекционную природу;
  • определяется задержка физического развития на фоне полноценного правильного функционирования эндокринной системы организма;
  • имеется избыточная масса тела или напротив ее дефицит;
  • присутствуют физические недостатки, вызванные полученными травмами или проведенными операциями, но в отсутствии нарушений работы органов и систем;
  • реконвалесценты (выздоравливающие), в особенности после тяжелых заболеваний инфекционной природы.

3. Дети с анатомическими недостаткамиДети, имеющие недостатки физического характера, с последствиями перенесенных операций и полученных травм при условии полной компенсации работы всех органов, при которой не наблюдается вынужденного ограничения возможности обучения.

4. Дети с анатомическими недостатками, последствиями оперативного вмешательства и полученных травм при неполноценной компенсации работы систем и органов организма, следствием чего явилось ограничение возможности процесса обучения.

5. Дети с:

  • тяжелыми хроническими патологиями, характеризующимися частым обострением, рецидивами, непродолжительными стадиями ремиссиями, осложнениями и необходимостью постоянной терапии;
  • физическими дефектами, последствиями оперативного вмешательства и травм, имеющие выраженные нарушения работы систем и органов организма, следствием которых явилось существенное ограничение возможности обучения.