Услуги и цены
Никонова Татьяна Васильевна
Никонова Татьяна Васильевна Педиатр,

Профилактический прием врача-педиатра ребенка до 1 года

Профилактический прием врача-педиатра медицинской клиники «Проксима» включает плановый осмотр ребенка до 1 года (оценивание физических параметров, рефлекторных реакций, состояния кожных покровов, тазобедренных суставов и функциональной деятельности внутренних органов) и консультацию родителей относительно кормления, закаливания, режима, оздоровительных процедур, вакцинации и проводится для динамического наблюдения за развитием малыша.

Роль медицинских осмотров в профилактике заболеваний у детей

Первый год жизни ребенка является очень ответственным периодом – в это время формируются все системы детского организма, происходит физическое и нервно-психическое развитие. 

Профилактический прием врача-педиатраЦели посещений медицинской клиники «Проксима»:

  1. Исключение наличия врожденных аномалий.
  2. Выявление ранних стадий заболеваний.
  3. Установление предрасположенности к различным наследственным патологиям.
  4. Предупреждение риска возникновения патологических процессов в будущем. 
  5. Динамическое наблюдение за развитием ребенка.
  6. Проведение профилактической вакцинации.
  7. Выполнение оздоровительных процедур.

Как проходит осмотр ребенка

Тщательный и подробный осмотр является одним из основных действий педиатра (от его качества зависит здоровье малыша) и заключается в следующих манипуляциях:

  • оценивание состояния кожи на предмет наличия высыпаний, опрелостей и раздражений, вызванных чрезмерной потливостью;
  • аускультация (выслушивание фонендоскопом) дыхания и сердцебиения;
  • ощупывание брюшной полости;
  • разведение ножек – для выявления дисплазии (недоразвития) тазобедренных суставов;
  • проверка родничков и симметричности ягодичных складочек.

Врача также интересует частота мочеиспусканий и характер стула младенца. При отсутствии противопоказаний ребенок направляется на плановые прививки.

При выявлении состояний, требующих оказания медицинской помощи, назначаются дополнительные исследования:

  • Анализ крови у ребенкагемограмма, позволяющая оценить состояние кроветворной системы, выявить анемию, нарушения гемо-коагуляции, наличие воспалительных маркеров;
  • общеклинический анализ мочи – для оценивания функциональной деятельности почек и обнаружения воспаления мочевыводящих путей;
  • биохимический анализ мочи – для измерения концентрация глюкозы, инсулина, альфа-амилазы, печеночных трансаминаз, общего и прямого билирубина;
  • копрограмма – общий анализ кала, необходимый для оценивания работы кишечника;
  • ультрасонография органов брюшной полости – для выявления заболеваний почек, поджелудочной железы, печени, селезенки и желчного пузыря;
  • электрокардиограмма – для установления причин шумов в сердце;
  • эхокардиография – для исключения пороков сердца и сосудистых аномалий;
  • нейросонография – для выявления патологий структуры головного мозга (гидро-цефального и гипертензионного синдромов, сосудистой кисты, внутричерепных кровоизлияний).

Наблюдение за ребенком на первом году жизни

Первые 12 месяцев развития малыша – это очень ответственный период, требующий тщательного наблюдения за развитием и состоянием детского организма. Используя на плановых ежемесячных осмотрах визуальные, тактильные и инструментальные методы, педиатр измеряет физические параметры, выявляет наличие врожденных отклонений, оценивает степень активности и подвижности малыша, соответствие приобретенных «навыков» с его возрастом:

  • Осмотр ребенка педиатромпервые недели жизни младенца являются адаптацией к существованию вне материнского лона, к концу первого месяца он может сосредоточить взгляд на яркой игрушке, начинает улыбаться и пытается удерживать головку;
  • в течении второго месяца малыш хорошо удерживает голову, учиться потягиваться, расслаблять кисти, приподнимать грудь и переворачиваться на бок, он может гулить, улыбаться, прислушивается к погремушке и с интересом следит за движущимися предметами, пытаясь схватить их ручкой;
  • третий месяц сопровождается ускорением психоэмоционального развития – активным проявлением «комплекса оживления» (улыбки, гуления, движений ручками и ножками), умением уверенно держать голову, захватывать игрушки, переворачиваться на живот, упираться стопами в твердую поверхность;
  • к концу четвертого месяца малыш может долго держать и свободно поворачивать голову, лежа на животе, захватывать ручками ступни, громко смеяться, «пританцовывать», произносить первые слоги, реагировать на изменение внешности близких людей, а в ответ на сердитый голос – плакать;
  • в пять месяцев малыш может употреблять густую пищу, отличать посторонних людей от близких, удерживать в кулачке игрушку, «петь» разные гласные, приподниматься, опираясь на кисти рук;
  • в полгода ребенок сидит, знает свое имя, понимает речь, повторяет простые слоги, просится на руки к родителям, берет игрушки и перекладывает их из ручки в ручку, умеет пить из чашки и пытается пользоваться ложкой;
  • в семь месяцев начинают прорезываться зубы, ребенок активно лепечет и «путешествует» по дому (ползает, передвигается в «ходунках»), интересуется книжками и любыми предметами, заявляет о своих гастрономических предпочтениях и с интересом знакомится с горшком;
  • в восемь месяцев малыш выполняет простые требования, подолгу занимается с игрушками, ходит вдоль опоры, ест измельченную пищу и понимает для чего нужен горшок;
  • Профилактический прием педиатрав девять месяцев кроха хорошо понимает речь, может стоять без опоры, приседать и самостоятельно забираться на стул, с удовольствием рассматривает книги и журналы, пытается есть ложкой и просится на горшок;
  • десятимесячный ребенок ходит вдоль опоры, катает машинки, толкает мяч, радуется новым играм, произносит различные слоги, проявляет интерес к другим детям, машет ручкой на прощание и повторяет движения взрослых;
  • в одиннадцать месяцев малыш делает первый шаг и произносит первое слово, выполняет просьбы взрослых, подражает звукам, становится очень настойчивым, самостоятельно ест ложкой и пьет из кружки, собирает пирамидки и активно использует игрушки;
  • годовалые дети умеют ходить без помощи взрослых, перекладывают ложку из руки в руку, пробуют еду из тарелки взрослых, радуются похвале родителей, подают названные игрушки, произносят много слов, просятся на горшок, понимают ограничения и проявляют упрямство. 

Каждый ребенок, рожденный на свет, уникален и темпы его развития могут отличаться – в зависимости от индивидуальных особенностей. Именно поэтому так важны профилактические осмотры педиатра!